Формула успеха или как непопулярные музеи могут использовать критику депутатов для своей выгоды
Эффект Барбары Стрейзанд: депутат Сергей Миронов своим заявлением привлёк интерес к музею «Эрарта»
Днём во вторник, 21 января, в ходе брифинга в Госдуме лидер фракции «Справедливая Россия — За правду» и депутат Сергей Миронов высказал своё мнение о необходимости закрыть частный музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге из-за некоторых спорных экспонатов. Это заявление вызвало бурное обсуждение в СМИ, а Peterburg2 увидел в этой истории интересный лайфхак для музеев, столкнувшихся со снижением популярности и внимания со стороны посетителей.
Политик в своём выступлении назвал происходящее в «Эрарте» «культурной диверсией» и призвал губернатора Северной столицы Александра Беглова и правоохранительные органы обратить на это своё пристальное внимание. Особое негодование у депутата вызвали экспонаты Welcome to Russia в виде огромной матрёшки с шипами внутри и «Старший брат» с револьвером, направленным на яйцо. По его мнению, они не соответствуют традиционным ценностям российского общества и уничтожают их.
Интересен тот факт, что данные работы в музее выставлены уже достаточно давно и знакомы многим, кто бывал в «Эрарте». До этого вопросов и скандалов ни они, ни их авторы (художники Евгений Кондратьев и Юрий Рыбаков) не вызывали. Экспонат с матрёшкой вообще является одним из самых популярных в музее и часто мелькал в соцсетях на страницах разных пользователей. Да и сам музей «Эрарта» является самым крупным частным музеем в Санкт-Петербурге. Здесь проходит множество выставок и культурных мероприятий, что неизменно привлекает петербуржцев и гостей города. В общем, дополнительная реклама ему не нужна, однако именно её, вероятно, и дал депутат, создав эффект Барбары Стрейзанд. Напомним, что так называют явление в обществе, когда попытка запретить/скрыть/удалить что-либо из публичного доступа привлекает к данному объекту лишь ещё большее внимание общественности.
Так, художественный экспонат с матрёшкой «Welcome to Russia» теперь должен будет получить правовую оценку. Но можно предположить, что даже если после этого в «Эрарту» поступит распоряжение убрать его из экспозиции, автор работы голодным не останется. Вероятно, такое бурное обсуждение происходящего вокруг этой матрёшки в сети и СМИ подогрел интерес к данному объекту искусства у ценителей со всего мира, а это сулит увеличением его стоимости. Можно предположить, что кто-то из коллекционеров уже задался целью получить в свою коллекцию скандальный экспонат.
Baltphoto/ Дарья Иванова
Это наводит на мысль о том, как музеи могут использовать подобные истории себе на пользу и даже инициировать их. Что мешает любому частному музею, который переживает не лучшие времена и исчез из информационного пространства, добавить в экспозицию какую-нибудь работу«на грани»? Главное, конечно, не переступить черту и не нарушить законы РФ. Но, в целом, вторая подобная матрёшка вполне может появиться где-нибудь ещё.
После этого можно самостоятельно писать жалобы на ар-объект всем депутатам, кто может поднять этот вопрос и ждать, когда «приманка» сработает. Ну а дальше всё по наработанной схеме – заявления, громкий инфоповод, бурные обсуждение на всех площадках и нарастающее внимание от посетителей и ценителей искусства. Можно даже хэштеги специальные запустить в социальных сетях. Вероятно, найдётся много желающих выложить фото со ставшим популярным экспонатом на своих страницах.
Далее представители музея могут общаться со СМИ, давать интервью, ходить на различные передачи и довольно долго поддерживать интерес к своей истории, если всё сделают грамотно с точки зрения рекламы.
Это можно считать готовой формулой успеха. Конечно, есть подводные камни. Если перегнуть палку, то различные проверки могут обернуться и приостановкой деятельности учреждения, и окончательным закрытием, и другими неприятными последствиями. Да и не каждый художник подпишется на такое, учитывая риски. Но, как говорится, «чёрный пиар – тоже пиар».
Добавим, что на данный момент речи о закрытии музея «Эрарта», конечно, не идёт. Сам же депутат Сергей Миронов и его представители на данный момент не дали никаких комментариев по поводу данной ситуации на запрос от Peterburg2.
Некоторые же выставки и культурные мероприятия, напротив, очень популярны, но туда могут попасть далеко не все желающие. Такая ситуация произошла в этом году с «Поездом Победы», прибывшим в Северную столицу 19 января.
Источник: peterburg2.ru